Учет подземных вод - цели, задачи, прикладное значение и достоверность
информации
В семинаре приняли участие 28 человек, в
том числе представители ПКГЭ г. Санкт-Петербурга,
"Тулагеомониторинг", "Рязаньгеомониторинг",
"Калугагеомониторинг", МГУ, МГРА, СЦЗ "Геоинформатика и
мониторинг".
До основного доклада Ю.О. Зеегофера выступил Рошаль А.А.,
который отметил, что ближайшие заседания семинара будут посвящены вопросам
мониторинга подземных вод, чтобы более четко представлять цели и
направления работ в этой области. Отмечен тот факт, что, безусловно,
существует искажение информации, и именно вопросам ее достоверности и
качества следует уделять особое внимание. Зачастую существует
целенаправленное искажение данных по водоотбору, с которым гидрогеологи
сталкиваются при проведении изыскательских работ. Пример такой практики был
при проведении работ на Ижорском плато, где водоотбор оставался постоянным,
при устойчивом снижении уровней подземных вод, и только гораздо позже
выяснилось, что было налицо целенаправленное искажение данных, связанное с
указаниями административных органов.
Государственный учет вод (цели, задачи, достоверность
информации)
Согласно Водному кодексу Российской Федерации государственный учет
поверхностных и подземных вод (ГУВ) "представляет собой
систематическое определение и фиксацию в установленном порядке количества и
качества водных ресурсов, имеющихся на данной территории" и
"осуществляется в целях обеспечения текущего и перспективного
планирования рационального использования водных объектов, их восстановления
и охраны".
Обусловленное в кодексе целеполагание ГУВ само по себе мало, что говорит
даже тем, кто непосредственно осуществляет учет вод, поскольку ранее, и тем
более в настоящее время, механизм планирования рационального использования
не только водных, но и других природных ресурсов остается в значительной
мере "вещью в себе". Ведущим ГУВ специалистам доступны лишь
результаты планирования. Они появляются в виде федеральных и
территориальных программ, представляющих собой , как правило, перечни задач
которые должны быть решены в области использования и охраны водных
объектов, а также совмещенные с ними перечни средств, необходимых для их
решения. Эти программы практически не дают представления о том, каким
образом и в какой мере используются для их обоснования данные ГУВ.
Постоянное же невыполнение этих программ в силу отсутствия средств может
возбуждать сомнения в необходимости ведения ГУВ, во всяком случае, - в
режиме мониторинга.
Поэтому сначала прибегнув к примеру Московского региона, целесообразно
кратко остановиться на возможных полезных приложениях данных ГУВ для
программирования рациональных действий в области использования водных, а
также, косвенным образом, и других ресурсов. Без претензий на
сколько-нибудь полный охват проблемы, представляется полезным
проиллюстрировать эти приложения в трех аспектах: применительно к оценке и
прогнозированию тенденций развития производства, выявлению приоритетных
задач по рациональному использованию, восстановлению и охране водных
объектов, оценке эксплуатационных запасов подземных вод и лицензированию
водопользования.
Оценка и прогнозирование тенденций развития производства
Построенный по данным ГУВ график изменения отбора подземных вод на
территории Московского региона за последние 100 с лишним лет, наглядно
отражает все существенные события происшедшие в стране за этот период:
первая мировая война, вторая мировая война, стремительный рост производства
и населения в регионе в послевоенный период. Спад отбора подземных вод с
середины 80-х годов, продолжающийся уже в течение 15 лет также наглядно
соответствует основным тенденциям последнего времени, - спаду производства,
сокращению потребления электроэнергии, сокращению численности населения.
Интересным является и то обстоятельство, что закономерности, свойственные
этому обобщенному графику присущи и закономерностям изменения отбора
подземных вод в промышленных городах Московской области. Следует также
отметить и тот интересный в экономическом смысле факт, что, начиная с 60-х
годов, количество разведанных эксплуатационных запасов подземных вод всегда
практически более, чем вдвое превышало величину максимального их отбора за
всю историю их добычи. Очевидная слабая связь выполненных объемов
разведочных работ с реальными потребностями хозяйства региона в воде
по-видимому свидетельствует о допущенных ошибках в планировании роста
производства и населения, спровоцировавших нерациональные затраты на
разведку подземных вод.
Выявление приоритетов рационального использования, восстановления и
охраны водных объектов
Такая задача может быть решена при соблюдении двух основных и обязательных
условий, включающих совместное использование данных по учету подземных и
поверхностных вод, а также рациональный выбор объектов учета. В качестве
последних были выбраны речные водосборы притоков основных рек региона
(Волги, Оки, Клязьмы и Москвы) в их естественных границах. При этом
основным условием выбора являлось соблюдение правила, по которому вся
отобранная подземная и поверхностная вода после использования сбрасывалась
в пределах того водосбора, в котором она и отбиралась. Это определяло
возможность оценки баланса отбора и сброса стоков по каждому из выделенных
водосборов, а оперирование с величинами отношений сброса стоков к расходам
водотоков, - возможность сравнительной оценки существенности экологических
проблем для всей совокупности выделенных водосборов.
Установление с помощью регрессионного анализа взаимосвязей между
численностью населения, отбором поверхностных и подземных вод, сбросом
стоков, накоплением иловых осадков, в том числе раздельно для городских и
сельских поселений (они оказались весьма близкими к линейным), выбросами в
атмосферу от стационарных источников позволило в конечном счете оценить
необходимые затраты на улучшение экологической обстановки для каждого
водосбора и каждого уровня их естественной иерархии. При этом оценка
имеющихся и необходимых средств на это улучшение позволяет предложить в
качестве приоритетных по затратам те из выделенных объектов, для которых
имеющихся средств достаточно. В рассматриваемом случае программирование
необходимых работ может осуществляться на основе небольшого количества
критериальных показателей, являющихся результатом "свертки"
первичной информации ГУВ.
Оценка эксплуатационных запасов подземных вод и лицензирование водопользования
Обеспечиваемое ГУВ и перманентно проводимое по учетным объектам
сопоставление данных по отбору подземных вод и величинам утвержденных в
пределах объектов эксплуатационных запасов позволяет отслеживать меру
обеспеченности населения и производства подземной водой. Это дает основу
для выбора тех или иных схем удовлетворения потребностей в ней региона,
выбора объектов, требующих проведения работ по оценке или переоценке
эксплуатационных запасов, предварительных заключений об их наличии и т.д.
При определенных условиях информации мониторинга подземных вод,
неотъемлемой частью которого ГУВ является, может оказаться вполне
достаточно для переоценки эксплуатационных запасов подземных вод без
проведения сколько-нибудь существенных объемов разведочных работ.
Основным из этих условий является доведение ГУВ до уровня элементарных
объектов учета, которые представлены водозаборными скважинами в их горном
отводе. Необходимость такой детализации учета одновременно диктуется и
процедурой лицензирования, обслуживаемой ГУВ. Именно эта процедура сейчас
существенно расширяет количество элементарных объектов, требующих учета в
соответствии с законодательством РФ, и одновременно стимулирует получение
детальных знаний о каждом таком объекте для формулирования лицензионных
условий. Таким образом, можно полагать, что при дальнейшем развитии ГУВ,
повышении его детальности и достоверности переоценка эксплуатационных
запасов станет одной из перманентно решаемых задач государственного
мониторинга подземных вод.
Проблема достоверности, точности ГУВ в настоящее является трудно
формулируемой. Разумеется, чем более точны данные учета на уровне
элементарных его объектов, тем достовернее будет информация на всех уровнях
обобщения этих данных. Представляется также правильным, чтобы требования к
достоверности ГУВ для решения обусловленного выше круга задач опирались на
результаты оценок меры опасности последствий, связанных с ошибками учета.
Вопросы разработки таких требований сами по себе заслуживают отдельного
рассмотрения. Поэтому сейчас целесообразно лишь остановиться на главных
обстоятельствах, которые можно в целом определить как "внешние
побуждения к искажению информации", а также на очевидных мерах,
которые следует применять для повышения достоверности ГУВ.
Первым и вполне очевидным обстоятельством "побуждающим к искажению
информации" является организационная, методическая и технологическая
(речь идет о компьютерных технологиях ведения учета) разобщенность систем
ведения учета поверхностных и подземных вод. Указанная разобщенность
существенно ограничивает круг способов прямой и косвенной проверки
достоверности информации.
Вторым очевидным обстоятельством являются поспешные попытки внедрения
"новых" методических документов, прямо или косвенно касающихся
ГУВ. Дело в том, что ГУВ является весьма сложной компьютеризированной
системой, малейшие изменения в которой (например, в словарях,
классификациях объектов, системе кодирования и т.п.) ведут к трудно
прогнозируемым изменениям системы в целом, что зачастую приводит к
искажению выходной информации. Поскольку ГУВ по своей сущности является и
обязан быть сугубо консервативной системой все последствия нововведений
должны просчитываться самым тщательным образом. Иными словами, разумность
внедрения нового должна быть защищена специально разработанной и принятой
за аксиому процедурой, которую следует обосновать в возможно краткие сроки.
Можно утверждать, что обновление системы должно вестись в темпе,
неукоснительно обеспечивающем, по крайней мере, ранее достигнутый уровень
достоверности информации.
Наконец, третьим, представляющимся главным, обстоятельством,
"побуждающим к искажению информации" являются неопределенности в
учетных объектах. Дело в том, что применение компьютерных технологий
требует не "называния и описания" объектов учета, как это часто
случается, а четких определений их границ. Работа в этом направлении пока
осуществляется медленно. Достаточно привести пример с определениями
месторождений подземных вод, водозаборов и т.д. Необходимо также
определится с положением объектов ГУВ в общей системе территориального и
экологического зонирования.
Переходя к способам проверки достоверности информации ГУВ, следует
отметить, что основные из них хорошо известны. Ими являются наблюдения за
состоянием поверхностных и подземных вод, обследования объектов учета,
математическое моделирование процессов, происходящих в водных объектах.
Представляется, что необходимость применения всех этих способов для
повышения достоверности информации ГУВ, особенно математического
моделирования, в настоящее время явно недооценивается. Нередко это
происходит потому, что ГУВ до сих пор в ряде нормативных и методических
документов неоправданно отделяется от мониторинга водных объектов в
целом.
Предложение, которое было сформулировано в рамках обсуждения
доклада: создать научно-методический совет, с представителями регионов, на
котором проводить совместное обсуждение, разработку и отладку методических
пособий по ведению учета подземных вод.
| |