Правовое и экономическое обеспечение экологической очистки, организация и приоритеты решения геоэкологических проблем в Чехии
Экологический подход Чешской Республики
(ЧР) к приватизированному имуществу является исключительным. Правительство
ЧР стремится устранять у продаваемого имущества экологическиий ущерб,
нанесенный еще до приватизации, посредством возмещения расходов из средств
Фонда национального имущества (ФНИ). ФНИ ЧР использует свое имущество (зак.
n 171/1991, Сб.) "для возмещения расходов, связанных с утранением
ущебра, нанесенного окружающей среде предшествующей деятельностью
предприятий". Таким образом, речь идет не об использовании средств из
государственного бюджета, а о средствах, полученных в процессе приватизации
государственного имущества.
Существует обязательный подход, согласно
которому Фонд национального имущества заключает с покупателем
приватизированного имущества экологический договор (до размера продажной
цены этого имущества или уставного фонда акционерного общества). На
основании этого договора покупателю имущества предоставляется финансовая
компенсация за проведение работ по устранению:
- загрязнения подземных вод
- загрязнения пород
- загрязнения построек или их частей
- свалок вредных отходов
В методическом отношении этот
экологический договор состоит из двух частей: технической и
процессуальной.
Экологический договор -
техническая часть. Эта часть договора включает в себя следующие
шаги (этапы):
А. Квалификация степени экологоческого риска (анализ риска)
Б. Исследование
В. Изучение возможности осуществления санации (оздоровления)
Г. Реализация мер по санации (иоздоровлению)
Предусмотренные технической частью
договора шаги обеспечиваются с помощью следующих процессуальных
действий.
Экологический договор - процессуальная
часть. Эта часть договора предусматривает следующие шаги
(этапы):
Д. Выбор исполнителя (поставщика) заказа
Ж. Контроль процесса и документация осуществления заказа
З. Изменение (увеличение) сметы, изменение гарантий
И. Завершение мер по оздоровлению
А. Анализ риска
Этих работ выполняются с целью:
- определения риска и оценки (подсчета) финансовых расходов по его
устранению
- подготовки обоснования для проекта санационных ограничений (лимитов) и
для проекта способа достижения этих лимитов
- подготовки обоснования для технического задания и формулировки условий
конкурса по выбору поставщика оздоровительных работ
В методическом отношении анализа риска
включает в себя следующие виды работ:
- описание природных условий
- определение опасных веществ
- оценка распространения загрязнения
- оценка риска для здоровья человека
- оценка риска для экосистем
- обобщение общего риска
Б. Изучение
Целью исследования является получение
данных:
- о природных и строительных условиях, объеме и степени загрязнения
- о пространственном объеме загрязнения, концентрации загрязняющих веществ и объемном количестве загрязненных материалов
- которые дадут возможность оценить риск, связанный с загрязнением, а также избрать оптимальную технологию санации (оздоровления)
В. Исследование возможности осуществления санации (оздоровления)
Целью данного направления исследования
является выбор оптимального решения, которое при приемлемых расходах даст
приемлемый результат. Смысл исследования состоит в оценке выгодности
использования отдельных оздоровительных технологий с учетом специфических
условий территории. В методическом отношении исследования включают в себя
следующие виды работ:
- идентификация известных решений/технологий
- оценка рисков отдельных решений
- определение внеэкономических эффектов отдельных решений
- определение экономического эффекта отдельных решений
- интеграция знаний и выбор решения
В свою очередь результатами этих работ
являются следующие данные.
Идентификация существующих решений:
- наименование решения
- принцип технологии
- описание
- объем
- энергоемкость и сырьевая емкость
- объем требований к обслуживанию и мелкому ремонту
- данные об его использовании на практике
- влияние на окружающую среду
Принципы оценки риска:
Риск |
малый |
средний |
большой |
Технология |
обычная |
испытанная |
новая |
Эксплуатация |
незначительное влияние на работу предприятия |
возможное влияние на работу предприятия |
возможное значительное влияние на работу предприяти |
Законодательство |
без специального разрешения и других юридических документов |
с обычными разрешениями и юридическими документами |
исключения или специальные юридические документы |
Интерес органов государственного управления |
никакие иные изучения не требуются |
требуются дополнительные оценки |
требуется специальное изучение |
Интерес общественности |
никакой |
малый |
независимый надзор |
Определение внеэкономических эффектов:
Фактор |
Эффективность |
Малая |
Средняя |
Большая |
Первичные факторы |
Исключение рисков |
Низкое |
Значительное |
Полное |
Коэфициент полезного действия |
Технологии используются редко |
Некоторые технологии используются редко |
Оптимальное использование технологий |
Риск решения |
Низкий |
Средний |
Большой |
Возникновение отходов |
Возникают опасные отходы и в значительном количестве |
Возникают лишь остаточные отходы или опасные отходы в небольшом количестве |
Безотходное решение |
Ограничение работы предприятия покупателя |
Никакое |
Малое |
Принципиальное |
Срок осуществленияч решения |
Нельзя достичь окончательного срока |
Возможно достижение окончательного срока |
Временной резерв |
Вторичные факторы |
Потребление |
Высокое (дорогое сырье и высокая энергоемкость) |
Стандартное |
Низкое (дешевое сырье и низкая энергоемкостью) |
Определение экономического эффекта
отдельных решений осуществляется путем калькуляции цены отдельных
вариантов решения.
Интеграция знаний и выбор
оптимального решения. Результатом этой комплексной оценки является
определение пригодности отдельных решений. Выбранные решения должны
отвечать условиям приемлемого риска, достаточной эффективности и приемлемых
финансовых расходов
Г. Реализация мер по оздоровлению (санации)
Работы осуществляются для достижения
целевых параметров и вещественных целей в заданные временные сроки и в
соответствии с утвержденным проектом реализации.
Д. Выбор поставщика заказа
Метод формирования заказа и выбора
исполнителя (поставщика) работ осуществляется в соответствии с
законодательством и проводится самостоятельно для каждого отдельного
цельного этапа процесса.
Е. Контроль процесса и документация осуществления заказа
За целесообразность израсходованных на
санацию финансовых средств отвечает новый владелец. Фонд национального
имущества осуществляет собственную контрольную деятельность с помощью своих
сотрудников или может поручить иному лицу, так называемый надзор.
Документация осуществления заказа
выполняется в виде заключительных, этапных и годовых отчетов.
Ж. Увеличение сметы, изменение гарантий
В экологической системе установлена
гарантия до размера продажной цены приватизированного имущества, резерв -
максимум 30%.
Дальнейшее увеличение сметной стоимости
осуществляется лишь в том случае, когда появились новые данных, которые
объективно не могли быть установлены в предшествующем процессе.
З. Завершение мер по оздоровления
Субъект, осуществляющий работы по
оздоровлению представит в заключительном отчете результаты,
свидетельствующие о достижении целевых параметров. Доказаительством этого
служит мониторинг, который выполняется после проведения оздоровительных
работ.
Оценку итогов работ осуществляют: Фонд
национального имущества и Министерство окружающей среды.
Заключение
Таким образом, в соответствии с правилами,
принятыми в Чешской Республике, экологический подход к приватизированному
имуществу предполагает следующие процессуальные действий:
- экологический паспорт
- заключение экологического договора
- разведка
- анализ риска
- конкурс на поставщика работ по оздоровлению
- осуществление работ по оздоровлению
- актуализация анализа риска
- мониторинг после проведения оздоровительных работ
- заключительный отчет
- завершение экологического договора
|